Малыш произнес первое слово: что дальше?

Малыш произнес первое слово: что дальше?

Второй год жизни также насыщен большими событиями в становлении речи! Этот период критически важен для дальнейшего речевого и когнитивного развития, так как в нём закладываются основы связной речи и коммуникативных способностей!

Что именно происходит с 1 до 2 лет?

1 Накопление пассивного словаря

К 1,5 годам ребёнок понимает около 200–300 слов, хотя активно использует лишь 10–30. Он узнаёт предметы, выполняет простые инструкции («дай», «принеси»), реагирует на своё имя и знакомые слова.

2 Пополнение активного словаря

К 2 годам словарный запас увеличивается до 200–300 слов. В речи преобладают существительные (названия игрушек, предметов быта, животных), появляются глаголы («дай», «хочу», «иди»), а также местоимения («я», «ты») и наречия («тут», «здесь»).

Дети начинают использовать упрощённые формы слов («би-би» вместо «машина») и звукоподражания.

3 Переход к фразовой речи

После накопления 40–60 слов ребёнок начинает соединять слова в простые фразы из 2–3 слов: «мама, дай», «хочу это», «где киса?». Предложения часто строятся из аморфных слов-корней, без грамматической связи, но с использованием интонации для выражения вопросов или эмоций.

4 Развитие понимания речи

Ребёнок понимает простые инструкции из двух действий («найди мишку и покажи бабушке»), различает слова по звучанию, слушает сказки и песни.

К 2 годам он начинает использовать единственное и множественное число существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

5 Звукопроизношение и артикуляция

К 1,5 годам ребёнок чётко произносит гласные звуки (А, О, У, И, Э) и некоторые согласные (Б, П, М, К, Г). К 2 годам добавляются звуки Ф, Х, В, Д, Н, Т. Характерно смягчение твёрдых согласных («сянки» вместо «санки»), опускание сонорных звуков («ыба» вместо «рыба»).

Важно помнить, что сроки развития индивидуальны, и небольшие отклонения не всегда указывают на патологию. Однако при стойких нарушениях своевременная диагностика и коррекция значительно повышают шансы на успешное развитие речи!

Если у вас есть конкретные опасения по поводу речевого развития ребёнка, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом!