Нововведения Единых правил в области защиты прав потребителей

06.12.2024г. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства были утверждены Единые правила в области защиты прав потребителей (далее – Единые правила), которые вступили в силу 18.12.2024г., нормы которых должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.

Единые правила подлежат прямому применению на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, при этом национальное законодательство в области защиты прав потребителей теперь применяется в части, не противоречащей Единым правилам. То есть в случае противоречия между положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Единых правил, приоритет будут иметь положения Единых правил, как документа прямого действия и высшей юридической силы.

Исходя из этого, хозяйствующие субъекты в своей деятельности, связанной с потребительскими правоотношениями, должны применять положения указанных правил, в т.ч. при рассмотрении претензий потребителей.

В настоящее время в Единых правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей, и кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним теперь отнесены также и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но, тем не менее, исполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, включены также поставщики, исходя из понятийного значения, их можно отнести к оптовым продавцам. Указанное может помочь потребителю в ситуации, когда, например, продавшего некачественный товар продавца уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. В данном случае у потребителя есть право требовать возмещение от оптового продавца – поставщика, продавшего товар отсутствующему розничному продавцу.

Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция», которая подразумевает под собой товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.

Согласно Единым правилам, потребитель имеет право на проверку качества продукции, комплектности, количества продукции, на проведение в его присутствии демонстрации работоспособности, правильного и безопасного использования продукции, если это не исключено ввиду характера продукции.

Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность продукции, а также по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество продукции, ее комплектность, количество. За нарушение прав потребителей ответственность наряду с изготовителем (исполнителем, продавцом, поставщиком, представителем, импортером, агрегатором) несут учредители (участники, руководители) изготовителя (исполнителя, продавца, поставщика, представителя, импортера, агрегатора), к которым потребитель вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные настоящими Едиными правилами.

Также теперь, продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.

Статьей 14 Единых правил установлена защита прав потребителей при реализации условно бесплатных товаров (работ, услуг), так продавец (исполнитель), реализующий продукцию потребителям на безвозмездной основе (например, в маркетинговых и рекламных целях), обязан соблюдать положения настоящих Единых правил.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.

Сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.

Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае не предоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора (7 дней).

Расширена сфера ответственности агрегаторов (маркетплейсов), которые теперь обязаны обеспечить соблюдение требований Единых правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, а также обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.

Таким образом, Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в т.ч. физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.

Следует отметить, что несоблюдение положений Единых правил может послужить основанием для привлечения к административной ответственности по целому ряду административных правонарушений, выявление которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Луганской Народной Республике в г. Старобельске»