Возобновляю рубрику «Вопрос-ответ», где публикую интересные материалы из общения с коллегами.

Вопрос: Есть ли в России юридическое основание для отказа от сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) — как в рамках первой помощи, так и в условиях стационара? Или это больше теоретическая абстракция?

Первая помощь

Пункт 5 Порядка оказания первой помощи устанавливает презумпцию согласияпострадавшего на оказание ему помощи, если он не выразил отказ.

Однако в ситуации, когда человеку требуется проведение СЛР, он физически не способен выразить отказ, следовательно, действует презумпция согласия.

При этом даже если пострадавший успел заявить отказ до потери сознания, СЛР может проводиться на основании статьи 983 Гражданского кодекса РФ. Эта норма имеет приоритет (так как Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу, чем приказ) и допускает действия по предотвращению угрозы для жизни даже против воли лица, находящегося в опасности.

Более подробный анализ данной ситуации можно почитать в нашей статье здесь.

Медицинская помощь в стационаре

Отказ от проведения СЛР в стационаре юридически невозможен, поскольку:

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона №323ФЗ, необходимым условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента или его законного представителя.

Вместе с тем, часть 9 той же статьи допускает проведение медицинского вмешательства без согласия, если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни и если состояние пациента не позволяет выразить свою волю.

Случаи, когда реанимация не проводится, описаны в ч. 7 ст. 66 323-ФЗ (исчерпывающий перечень):

"1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью;

2) при наличии признаков биологической смерти человека. "

Важное уточнение

Татуировки, надписи или иные внешние указания вроде «Не реанимировать» не имеют юридической силы в России — ни при оказании первой помощи, ни в медицинской практике. С зарубежным опытом трактовки таких татуировок можно ознакомиться в канале Девятый вызов | The 9th Call здесь и здесь.