Казахстанский экспресс
«Сделка века» в Нью-Йорке: больше пиар, чем прорыв.
Американская Wabtec получит контракт на строительство 300 локомотивов для ж/д Казахстана – таков итог встречи с президентом Токаевым в Нью-Йорке. Дональд Трамп поздравил своего коллегу «с замечательной покупкой» на $4,2 млрд и заявил, что это «поддержит американскую железнодорожную отрасль».
ВКазахстане также не поскупились на восторженные заявления и напомнили об уровне локализации производства в 45% на локомотивном заводе в Астане, принадлежащем Wabtec. Токаев и вовсе связал сделку с «укреплением сотрудничества с США» и развитием Транскаспийского транспортного маршрута (в обход России).
Несмотря на всю помпезность сказанного, нью-йоркские соглашения — не «разворот», а лишь продолжение прежнего курса казахстанских властей по модернизации своего парка локомотивов в кооперации с компанией из США.
В чем суть:В наследство от СССР «Казахстанским железным дорогам» (КТЖ) достался далеко не новый парк тепловозов, для эксплуатации которых требовались дефицитные запчасти, производившиеся в Луганске, — что вынудило руководство республики искать выход.
Выбор пал на GE Transportation из США — дочернюю компанию Wabtec. В РЖД на тот момент сами зависели от поставок из Луганска, а в Китае производство ещё не достигло нужного уровня, и это был бы кот в мешке.
С 2009 года GE Transportation начала поставки тепловозов в Казахстан, а позже было развёрнуто производство на базе завода в Астане, который за минувшие годы выпустил 451 локомотив. И действительно по качеству эти тепловозы стали удачным вложением, которые позднее появились и в других странах Средней Азии и Закавказье.
Осенью 2024 года КТЖ и Wabtec договорились о поставке очередной партии за $405 млн, а также озвучили планы закупить ещё 559 машин до 2029 года. Соглашения в Нью-Йорке — лишь продолжение этой работы, большая часть которой реализуется рабочими из Техаса и Пенсильвании.
Ажиотаж вокруг «исторического» значения сделки одинаково выгоден руководствам США и Казахстана: на фоне растущей инфляции и снижения доходов населения для Токаева это демонстрация того, что в экономику республики продолжают поступать инвестиции, а роль страны на международной арене укрепляется.
Трамп же получает возможность показать, что он продолжает «делать Америку великой», поднимая с колен железнодорожников США.
Однако во всей этой истории у России всё же есть своя «ложка дёгтя». До 2023 года российский «Трансмашхолдинг» владел заводом в Астане на паритетных условиях с Wabtec, пока под влиянием санкций не был вытеснен с производства, уступив американской компании свои 50% акций и право принятия стратегических решений.
#Казахстан #США #СредняяАзия
@rybar_stan — о цене свободы для Средней Азии