Стаханов: Хроники Победы 1941-1945. История города в годы ВОВ — день за днём, подвиг за подвигом. Помним. Гордимся. Рассказываем.
Фёдор Григорьевич Усенко – герой, не вернувшийся с задания
Фёдор Григорьевич Усенко родился 5 апреля 1923 года в городе Кадиевка. С юных лет он мечтал о небе и авиации, а потому, когда в 1940 году его призвали в армию, он поступил на военную службу, выбрав путь боевого лётчика.
В суровые годы Великой Отечественной войны его боевой путь был связан с 828-м штурмовым авиационным полком, который входил в состав штурмовой авиации Красной Армии. Эта авиация играла ключевую роль в поддержке наземных войск, уничтожая укрепления противника, колонны техники и живую силу. Летчики-штурмовики ежедневно совершали вылеты в самых сложных боевых условиях, подвергаясь огню зенитных орудий и атакам истребителей врага.
Фёдор Усенко быстро зарекомендовал себя как смелый и умелый пилот. Его самолёт Ил-2, часто называемый «летающим танком», не раз выходил из боёв с повреждениями, но неизменно возвращался на аэродром. В составе эскадрильи он участвовал в разгроме немецких войск на реке Свирь, в Заполярье, освобождении Польши, штурмовых налётах на Гдыню и Данциг, а затем и в финальной битве за Берлин.
В начале мая 1945 года война приближалась к своему завершению. Советские войска продвигались к столице Третьего рейха, добивая остатки немецких частей. Однако даже в эти дни бои не прекращались.
6 мая 1945 года эскадрилья советских штурмовиков получила боевое задание: нанести удар по скоплению вражеских войск и кораблей в районе порта Свинемюнде (ныне Швиноуйсьце, Польша). Этот порт был важным узлом для немцев, так как через него осуществлялась эвакуация остатков немецких подразделений из Восточной Пруссии и Померании.
Фёдор Усенко вылетел в составе шести самолётов Ил-2, которые должны были атаковать вражеские корабли и портовые сооружения. Группу вёл Герой Советского Союза Владимир Козлов – опытный лётчик, под командованием которого Усенко уже не раз выполнял сложные боевые задачи.
Когда советские штурмовики приблизились к цели, их встретил плотный заградительный огонь немецких зенитных орудий. Весь воздух был заполнен чёрными разрывами снарядов, которые буквально сотрясали самолёты. Тем не менее группа прорвалась сквозь завесу огня и нанесла удар по порту.
Во время выхода из атаки самолёт Фёдора Усенко оказался в эпицентре зенитного огня. Один из снарядов попал в его машину, сильно повредив её. В радиоэфире прозвучал голос ведущего группы:
— Не отставай, Федя!
Усенко передал по рации, что его самолёт серьёзно повреждён, мотор работает с перебоями, а управление частично утрачено. Несмотря на это, он пытался сохранить контроль над машиной и выйти из опасной зоны.
Лётчики группы замедлили ход, чтобы прикрыть подбитый Ил-2, но повреждения оказались слишком серьёзными. По воспоминаниям сослуживцев, самолёт Усенко резко накренился, перевернулся и начал падать. Его воздушный стрелок, Николай Донченко, вероятно, погиб мгновенно. А сам Фёдор, возможно, пытался выровнять машину до последнего момента. Штурмовик упал в воды Балтийского моря или разбился где-то в районе порта. В последующем боевом донесении он был официально признан пропавшим без вести.
Фёдор Усенко не дожил до Дня Победы всего несколько дней. За мужество и героизм он был награждён Орденом Красного Знамени и Орденом Славы III степени. Вспоминая о нём, его боевые товарищи писали:
«Мужественный, честный, верный боевому братству – он до последнего выполнял долг перед Родиной. Мы всегда будем помнить Фёдора Усенко».
Память о Фёдоре Григорьевиче Усенко хранится не только в наградных списках и архивных документах, но и в сердцах потомков. Он был одним из тысяч советских летчиков, которые отдали свою жизнь ради Великой Победы.
_____________
Все новости ВКонтакте и в Одноклассниках
#Стаханов #новости_Стаханова