Предприниматели креативной индустрии рано или поздно сталкивается с необходимостью защитить собственный креативный продукт от незаконного копирования, изготовления и продажи, а также от безосновательных притязаний третьих лиц.
Дизайнеры, сценаристы, писатели, музыканты, художники — всем без исключения важно понимать базовые принципы интеллектуальной собственности.
О специфике каждогоинструмента правовой охраны интеллектуальной собственности читайте далее:
Товарный знак:
Это словесное и/или графическое обозначение, которое индивидуализирует товары и услуги: названия, логотипы, слоганы, фирменные шрифтовые, цветовые решения и другие элементы визуализации вашего бренда. ТЗ отличает конкретно ваш товар или услуг на рынке от других компаний. Регистрируется в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте после экспертизы на охраноспособность. Действует 10 лет с возможностью продления. Если кто-то будет пользоваться вашим ТЗ без разрешения, то вы сможете предъявить им иск до 5 млн рублей.
Патент:
Патентная охрана нужна для новых технических и/или дизайнерских решений: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.Патент защищает от использования, изготовления и продажи вашего продукта. Получив патент, вы единолично распоряжаетесь и получаете прибыль от своей разработки.
Для креативных индустрий особенно релевантен патент на промышленный образец — охрана внешнего вида изделия (форма, конфигурация, композиция, сочетание цветов), при условии новизны и оригинальности. Права возникают только после регистрации: опубликовали дизайн до подачи заявки — рискуете потерять новизну и получить отказ в выдаче патента. Сроки действия патента зависят от объекта (для изобретений до 20 лет, для промышленных образцов — дольше по продлениям), возможна международная охрана через соответствующие процедуры, если планируете выход на другие рынки. Заявка подается также в ФИПС, но полученный тут патент будет распространяться только на Россию.
Авторское право:
Возникает автоматически в момент создания произведения вне зависимости от регистрации: охраняет текст, музыку, сценарии, изображения, иллюстрации, коды и другие результаты творческого труда. У автора есть личные неимущественные права (на имя, авторство, обнародование) и исключительные права на использование и распоряжение произведением. Чтобы после подтвердить свое авторство, изначально фиксируйте процесс создания. Храните черновики и версии файлов. Также используйте депонирование (нотариальное или электронное) — процедура фиксации авторства путем передачи произведения на хранение в спец.организацию. При нарушении вашего авторского права вы направляете претензию с требованием прекратить использование и компенсировать ущерб, при игнорировании — обращаются в суд.
В какой последовательности оформлять защиту продукта?
Сначала зафиксируйте свое авторство затем при необходимости подайте заявку на промышленный образец до публичного релиза при выходе на рынок зарегистрируйте товарный знак.
По материаламгений креатива
#МинэкономЛНР








































